Внимание: этот текст написан в небрежной манере, свойственной автору, и не имеет цели уязвить гордость либо ЧСВ объектов его скромного исследования.
Долгое время было не совсем понятным стремление некоторых переводчиков-синхронистов приобретать и использовать в кабине не штатные наушники от пульта переводчика, а свои собственные, заботливо хранящиеся в чехольчике или в сумочке. Ладно бы они были со стразиками или перламутровой инкрустацией, как лорнет. Нет.
Непонятно это было потому, что –
Штатные наушники и гарнитуры, предусмотренные ведущими производителями оборудования синхронного перевода, очень хороши и сделаны специально для таких задач. Вдобавок, они стоят сумасшедших денег, которые вменяемые и обычно рациональные переводчики потратить не захотят (а на что тогда покупать Brioni и John Lobb, спрашивается?).
Ну, к примеру, замечательная гарнитура Beyerdynamic DT 394, сменившая полувекового ветерана – наушники-гарнитуры, производные от AKG K8, K12, K24, стоит нынче около 500 евро.
Более или менее приемлемые гарнитуры класса ATC (air traffic control) от Sennheiser – модели HMD 46, HME 46 стоят около 350 евро.
Великолепные и, на наш взгляд, непревзойденные студийные наушники Sony MDR-7506, которые по-прежнему производятся без лишней шумихи и которые вы увидите на голове половины телевизионщиков в ПТС и на камерах (а у звукорежей в студиях не увидите, только если там не бываете) – стоят совсем не так дорого, около 200 евро, ежели только повезет купить не подделку, а настоящие.
Единственной серьезной, но долгоиграющей неудачей из этого ряда, были наушники переводчиков Bosch LBB9095 (и почему именно они были неудачей, мы расскажем попозже, когда начнем грузить вас физикой из программы 6 класса). Бош они или не Бош – загадка, потому что эту модель унаследовал Бош еще у Филипса, когда купил бизнес конгресс-систем.
Да и, к слову сказать, в этой сфере настоящего OEM производителя найти трудно, если не покупать приборы отдельно. Берешь гарнитуру от системы Brahler, отковыриваешь у нее сбоку шильдик от телефона, и видишь там логотип AKG…. Но Bosch в конце концов эти наушники из продуктового ряда снял и заменил на похожую внешне модель Bosch HDP-HQ.
Есть, конечно, соображения личной гигиены. Если в наушниках используются поролоновые амбушюры, то они легко впитывают пот впавшего в ажитацию или экзистенциальный ужас переводчика. Амбушюры отправляются в стирку не после каждого использования, это надо сказать сразу со всей революционной прямотой. Кроме того, с течением времени и после N-ого цикла стирок амбушюры начинают слегка крошиться, никого этим не радуя.
Существуют марлевые накладки на завязочках, которые используют некоторые переводчики. Существуют влажные дезинфицирующие салфетки. Существуют, наконец, сменные амбушюры, которые кое-кто с собой носит. В последней итерации своих переводческих ушей Бош ушел, наконец, от поролоновых амбушюр в пользу мягкого пластика, который очень удобно протирается салфетками. В общем, гигиена – это вполне достаточный аргумент для тех, кто не ходит в общепит из-за многоразовой посуды.
Но те наушники, которые переводчики приобретают взамен этих гарнитур и ушей, из совсем другой категории, и в большинстве случаев в разряд профессиональной вообще не попадают. Тратить мешок денег на наушники для работы? Есть игрушки и поинтереснее, и поэффектнее. Так что на замену штатным пришли уши ценой с президента Гранта.
Если же переводчик-новатор видит, что в пульте используются не наушники, а головная гарнитура, то проделывается сложный трюк с укреплением гарнитуры на шее и одновременным надеванием своих наушников на краниум. То, что звук с пульта одновременно идет и в его наушники, и в гарнитуру на шее, попадая оттуда, разумеется, прямым ходом в микрофон и создавая языковую кашу, переводчика-новатора нимало не заботит.
Досужая болтовня с синхронистами положения не проясняла. Они, обыкновенно, рассказывали о чудесной громкости и сказочном алгоритме noise cancelling (для любопытных заметим, что этот алгоритм не чистит звук, который попадает в уши с пульта – он создает противофазу для внешнего шума, но ведь вы ровно с этой целью сидите в кабине), как будто бы их кабина обычно окружена ревущими турбинами, любовно раскладывали оголовье, состоящее из многих сочленений и распутывали проводочки, опутывавшие их «головные микротелефоны». Переводчики-энтузиасты уверили себя, что их чудо-наушники рассеивают ту акустическую бурду, которую им состряпали в миксе звукари, для которых любая проблема неразрешима.
Ситуация прояснилась, когда выпала доля попользоваться чужим аппаратом и поглядеть, что же стоит в стационарных кабинах на некоторых площадках. И выяснилось то, что поставщикам или техническим службам было как-то недосуг покупать штатные профессиональные наушники и гарнитуры для синхрона (коли еще у самих дача не достроена, и дочь-выпускница растет бесприданницей). Вон в Ашане есть наушники веселенькие по 299 рублей вроде Panasonic HT06 – чем не красота?
Ах, не красота? Ладно, купим суперпрофессиональные – Sennheiser HD-202. Огромные, тяжелые, внушительные. Кто скажет, что не красота? Конечно, спасаясь от этого ужаса (потому что HD-202 будут похуже испанского сапога для головы), купишь что угодно.
Кроме того, из-за общего недовольства LBB 9095, их повсеместно заменяют делегатскими наушниками с оголовьем Bosch LBB3443/00. Эти наушники совершенно пригодны для дела, но все-таки хотелось бы большего.
Устраивать сравнительный анализ и давать конкретные рекомендации по наушникам для господ переводчиков – самоубийственное дело. Ведь, как говорится, кто любит арбуз, а кто свиной хрящик. Но ежели кому-то из переводчиков приспичило обзавестись собственными, необыкновенными, волшебными, изумительными, сверхтехнологичными ушами, то можно им хотя бы указать путь в верном направлении, чтобы всё, всё, заработанное непосильным трудом, не было потрачено впустую.
ИТАК, на что имеет смысл обратить внимание при выборе собственных наушников для работы в кабине:
- Первый, главный и практически единственный критерий, на который стоит обращать внимание, это УДОБСТВО ваших наушников на голове. Они должны быть легкими, иметь немассивные малорельефные амбушюры, легко сдвигаться с уха, но не падать с головы и достаточно прочно на ней сидеть.
Господа хорошие – не покупайте наушники по картинке. Найдите возможность их примерить (!) и послушать. Возможности такие в Европе и в Москве имеются широкие. Есть музыкальные магазины и спецмагазины для помутившихся рассудком на почве звука. Все остальное и (и даже стразики!) не идут ни в какое сравнение с важностью этого первого критерия.
- Наушники должны быть ОТКРЫТОГО ТИПА. Это значит, что у вас не должно быть ощущения тугих консервных банок на ушах. Чашка наушников плоская, поверх нее имеется плоская или с маленьким бортиком мягкая амбушюра (иначе уши будут болеть). Вы должны слышать происходящее в кабине, прежде всего, в нужной вам мере – свой голос. Захотели – сдвинули побольше, надо – подвинули обратно на ухо. (Некоторые производители, в частности, японская Audiotechnica, делают очень громоздкие наушники открытого типа за 25.000 руб. У них в глубоких чашках сделаны сложные прорези. Нам сильно не понравилось.
- Поскольку всех возможных разъемов для наушников вам все равно не найти, попробуйте запастись двумя – РАЗЪЕМЫ mini-TRS 1/8” и TRS 1/4″. В просторечии они называются стерео миниджек и стерео джек. В комплект некоторых наушников сразу входит переходник с миниджека на джек (бывает и наоборот). Если нет – купите его в музыкальном магазине. Цена вопроса – 100 рублей. Кстати, в новой редакции стандарта по аппаратуре синхронного перевода предусмотрено оснащение всех пультов переводчиков разъемом 1/8” TRSS
- ЧАСТОТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. Это не такой важный критерий, как вам может показаться. Плюньте вы на эти частоты. Если вы покупаете наушники в Ашане, вас там все равно обманут. Если в спецмагазине – будет больше нужного. В любом случае вам без разницы. Диапазон речевых частот очень неширок. Фундаментальный тон мужского голоса составляет 85-155 Гц, женского – 155-255Гц. В телефонии вообще используется полоса 300 Гц – 3400 Гц. Этого мало, но диапазон 300-4500 Гц обеспечит вам 95-98% разборчивости речи при соблюдении прочих параметров сигнала. Разумеется, в голосе присутствуют не только тоновые гласные, но и аффрикаты, звонкие, взрывные согласные и пр., которые требуют частот значительно более высоких, обертоны и многое другое, что важно для комфортного восприятия речи.
Но, дорогие товарищи, диапазон 5Гц – 40 КГц вам точно не нужен, это написали хитрые дядьки для школьников, только познающих мир. И 20Гц – 20КГц тоже не нужен. Такого слухового диапазона у вас и не было никогда в жизни, а тяжкий непосильный труд значительно подпортил ваш слуховой аппарат, и даже 15-16 КГц вы будете воспринимать уже не как звук, а как некоторое невнятное давление внутри уха, которое вам не понравится.
Кроме того, надо учитывать частотный диапазон микрофонов, которые будут использованы в виде источников звука, обработку сигналов на пульте и эквалайзере, обрезные фильтры, вырезанные резонансные частоты и многое другое, что не лучшим образом повлияет на диапазон частот, которые придут к вам в уши. Чтобы звук вам казался живым и веселым, вам обеспечат разборчивость и «мясо» акцентом частот в районе 600-1000 Гц и звонкость голоса прибавкой в районе 3К-5К. И это будет всё.
- Не надо выбирать себе «ГОЛОВНУЮ ГАРНИТУРУ», т.е. такой аппарат, в котором наушники объединены с микрофоном. Во-первых, вы найдете только негодное безобразие для скайпа. Во-вторых, вы вряд ли сможете ее правильно подключить к пульту переводчиков (разъемы, фантомное питание, импеданс микрофона).
- Лично мы против наушников-вкладышей с неодимовыми магнитами и арматурных наушников. Лично мы против отдельной регулировки громкости колесиком или кнопками на шнуре наушников – это когда-нибудь неизбежно вас запутает, и вы будете сердиться на окружающих. Но это дело вкуса. Ваш выбор.
- И, наконец, последний пункт – наушники должны быть ГРОМКИМИ. Нас так замучили эти рассказы про громкие и тихие наушники, что мы решили остановиться на них поподробнее и на этот раз замучить читателей. Если мучиться неохота, то не читайте дальше, ей-богу. Плюньте.
Для тех, кто плюнул, но остался:
Так вот, на пальцах, с большими упрощениями: всем очень важно, чтобы наушники были громкими. Громкость, как будто, стала чуть ли не единственным критерием выбора. Это не совсем так, но это желание понято и легко объяснимо.
Первое, закон Ома в одной из простейших его итераций: сила тока (I) помножить на напряжение (U) дает мощность (P).
I*U=P
(Эта формула очень полезна в быту: у вас есть электрочайник на 2 КВ, утюг на 2 КВт. Можно ли одновременно воткнуть их в один удлинитель у себя в квартире? На щитке автомат, на котором написано 16А. Напряжение в сети, как водится, 220 вольт. Сосчитайте на бумажке сначала, сразу не включайте).
Громкость – это величина SPL (sound pressure level), которая измеряется в децибелах (логарифмическая величина). Пуристы – не усложняйте, этого достаточно. Когда мы подключаем наушники к выходу пульта (там усилитель), то он отдаст определенную силу тока и уровень напряжения, произведение которых равно мощности. Чем больше мы подадим уровень мощности на наушники, тем громче они будут воспроизводить звук. Как это происходит? Мы крутим ручку – это реостат, управляет сопротивлением.
Итерация закона Ома номер 2: I = U/R.
Для тех, кто все напрочь позабыл – известная картинка:
При увеличении мощности мы увеличиваем как напряжение на выходе, так и силу тока. При этом сила тока зависит от напряжения и величины нагрузки, и все эти параметры абсолютно взаимосвязаны.
Если мы возьмем громкость выраженную к напряжению (dB/V), мы получим чувствительность наушников к напряжению. Если к мощности (dB/mW), то чувствительность к мощности. Чем выше эти значения, тем чувствительнее наушники.
По-хорошему, при выборе наушников, вам нужно ориентироваться именно на эти показатели. Однако не часто у недорогих наушников эти параметры указываются. Гораздо чаще, но не всегда, у них указывается уровень импеданса, выраженный в омах. Относиться к этим данным надо с большим скепсисом. Если они и соответствуют действительности в отдаленном приближении, то наверняка будут сильно плавать от одной пары наушников к другой. Массовое производство не позволяет соблюдать такие тонкости.
Как вы уже поняли из закона Ома, все члены уравнения взаимосвязаны. Чем ниже нагрузка (импеданс), тем выше сила тока.
Импеданс наушников обычно составляет от 16 до 600 ом. Есть и более высокоомные наушники – 1200 ом. Такие наушники будут требовать более высокой мощности усилителя (на выходе пульта), чтобы обеспечить более высокую громкость. Если мощности усилителя будет недостаточно для того, чтобы ваши наушники озвучили стадион, то надо выбирать наушники, у которых выше чувствительность. Или, ниже омность. 32 ом вам будет достаточно. На всякий случай – 32 ома. Или по уровню чувствительности, что всяко лучше.
Это почти что конец романа. Однако, коли вы дочитали до этого места, прочтите еще один абзац. Вот он:
Высокоомные наушники существуют не по глупости их разработчиков или чтоб синхронистам тяжело жилось. Они дадут возможность дать больше витков на катушку индуктивности, плавнее раскачивать звук. Заботясь только о громкости в ушах, вы упускаете из виду качество сигнала, а оно важно. Оно очень важно. Мы не останавливались на этом раньше, потому что было не в тему, но звукари часто не хотят бездумно прибавлять вам уровень сигнала на выходе, потому что они боятся перегруза, а не только фидбека. Если громкость сигнала повышать сверх меры, то возникает эффект, который называется ИСКАЖЕНИЕ сигнала. Звук в у вас в ушах начинает хрипеть и дребезжать. Громко? – Очень громко. Только ничего не разобрать. Это перегруз. И дело даже не в том, что вы сожжете наушники сильным током или порвете диафрагму у себя в свежекупленных наушниках. Это само собой – не сейчас, так позже (и это особенно относится к т.н. электродинамическим электретным наушникам типа Bang &Olufsen, которые вообще долго не живут). При высоком уровне искажений работать невозможно. Низкоомные наушники с некачественными катушками индуктивности могут быть на удивленье горластыми, но перегруз, которому они подвержены, сведет все их плюсы на нет.
(Дополнительная проблема, которая особо не афишируется, связана с европейскими нормативами по максимальной громкости устройств, а вы и не знали. Сильно подпорченный годами перегрузок слуховой аппарат переводчиков, воспринимает нормированную громкость (это как раз о наушниках LBB 9095), как недостаточную. Некоторые производители, в частности, Брейлер, решает эту проблему не ограничением, а индикацией избыточной громкости на пульте переводчика. «Побереги уши, дружок», говорит вам красная лампочка рядом с ручкой громкости, снабженная надписью Hearing Guard. Кроме того, Брейлер помогает правильно использовать в пультах разного типа наушники в соответствии с их импедансом, который указывается в инсталляционном режиме пульта. Вход в него – одновременное нажатие кнопок А+B+C. Выбор значений – малой ручкой в центре пульта слева. Вторая причина в стандартах 1996 года, где указан импеданс наушников – 120 ом. Он уже устарел, соблюдать его ни к чему, но.)
Надеемся, что этот короткий экскурс в мир ушей даст вам возможность выбрать именно те, которые вы полюбите, и они будут жить у вас долго и счастливо.